Как бороться с ленью, практика йоги.

 

Для практики йоги одним из самых важных факторов является дисциплина, то есть, не так важно как много вы практикуете,  гораздо важнее насколько вы регулярно это делаете. Даже если регулярность, для вас, это раз в неделю, тоже неплохо, потому что через некоторое время у вас обязательно появится больше возможностей практики и захочется практиковать больше. Но если мы изначально решим взять довольно серьезный темп, вряд ли мы сможем его выдержать.

В чем же причины  лени на самом деле? Если мы говорим о лени как о явлении, это определенный морок и один из самых хороших способов его одолеть, как ни странно, это начать что-то делать, лучше всего руками, например, уборка дома или рубить дрова, или что-то в этом духе. Безполезно сидеть и ждать когда придет вдохновение и мотивация, чтобы сдвинуться с места, нужно начать хоть что-то делать.  Секрет заключается в том, что энергия появляется  только тогда, когда мы начинаем действовать, а не на оборот. Ведь, не зря в народе говорят «под лежачий камень вода не течет». Можно еще это сравнить с локомотивом, чтобы сдвинуть его с места понадобится значительные усилия, но как только он начал движение, усилий надо уже намного меньше.

Возвращаясь к уборке дома, хочется добавить, что наше окружение отображает наше внутреннее  состояние. Думаю Вы согласитесь, что в чистом месте гораздо приятней находится и соответственно в такой обстановке гораздо легче воспрянуть Духом. Да и вообще в чистой обстановке легче трудится или работать. Если у вас уборка дома, запланирована и регулярна, то можно практику йоги привязать, на начальном этапе, к ней.

Очень важно направить энергию  в правильное русло. Если вы когда-то будете изучать процесс медитации, есть такое буддиское слово «шаматха» (умиротворение, спокойствие ), а точнее «9 ступеней шаматхи» (рис 2), как человек постепенно развивает концентрацию.

Вот собственно стадии шаматхи:

1) Обретается благодаря силе изучения и слушания;

2) Достигается силой концентрации;

3) Достигается силой памятования и сосредоточения;

4) Продолжение развития в том же направлении, медитирующий ещё больше приближается к уму;

5) Пятая ступень возможна благодаря силе ясного восприятия и понимания;

6) Шестая стадия достигается остановкой блуждания ума посредством ясного понимания;

7) Седьмая стадия достигается силой энергичных усилий;

8)Восьмая стадия достигается естественной и непрерывной медитацией;

9) Девятая стадия достигается силой совершенствования.

 

На самом деле наш Ум, это такая субстанция, которая постоянно куда-то концентрируется, то на одном то на другом, успокоить ее довольно сложно. Так вот, рассматривая ступени шаматхи, можно наблюдать  борьбу между двумя «вещами»: состояния сонливости (лень) и возбуждение ума. Среднее состояние будет, неким балансом, которое позволяет действовать, не ныряя в дело с головой целиком и полностью. То есть действие не будет затмевать наш разум. А будет некое отстраненное присутствие, где мы осознаем себя и то, что мы делаем, такой себе «актер» и «наблюдающий».

Дисциплина со временем помогает найти золотую середину, она нужна для баланса. Ведь в ленивое состояние погрузится намного легче, чем в состояние постоянной активности, просто потому что она требует меньше сил. Если дисциплину поставить на чашу весов, то она будет выступать в роли противовеса лени, который выравнивает состояние человека.

 

Со временем лень отступит и возможно придется «бороться» с дисциплиной, но это уже совсем другая тема, которая на данном этапе для нас не является актуальной.

 

Попробуйте как то поиграть в игру, где вы будете в роли актера и наблюдающего, режиссера и сценариста одновременно, что-то наподобие компьютерной игры «Симс». Наверняка лень быстро уйдет, и ваш «персонаж» быстро «прокачается» . Наш девиз «сегодня лучше чем вчера, а завтра лучше чем сегодня», дерзайте!